Приветствую Вас, Гость. Сейчас Четверг, 15 ноября 2018.

Классы, обучающиеся по адаптированной общеобразовательной программе IV вида

МБОУ СОШ № 19 города Ставрополя с 2010 года практикует обучение детей с ограниченными воз¬можностями и здоровых детей вместе. Так, наряду со здоровыми детьми у нас обучаются и слабослышащие, и дети с нарушениями зрения, и дети из асоциальных семей. Смысл нашей работы состоит в том, чтобы создать атмосферу инклюзии, когда дети воспринимают своего сверстника с ограни¬ченными возможностями как обычного ребенка. Существование инклюзивных классов позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на учениках с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе.

    В нашей школе все дети, а не только дети с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность. Задача школы: научить познавать, научить работать, научить жить вместе, научить жить!

  Школа практикует обучение детей с ограниченными воз­можностями и здоровых детей вместе. В МБОУ СОШ № 19 г. Ставрополя используется следующие варианты для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности:

§     классы по адаптированной программе для слабовидящих (2-с, 4-с, 5-с, 8-с) - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье. С 2016 года дети 1-с класса обучаются по адаптированной программе для слабовидящих (вариант 4.2.) в рамках внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

§    дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

      домашнее обучение - вариант обучения детей с ОВЗ, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

§    инклюзивные классы.

            Смысл нашей работы не в том, чтобы подготовить школу к инклюзивному образованию, а в том, чтобы создать атмосферу инклюзии, когда дети воспринимают своего сверстника с ограни­ченными возможностями как обычного ребенка.

            Кроме того, инклюзивная школа разрабатывает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка, помогает приобрести опыт позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.

Приказ Минтруда России от 30.07.2015 N 527н Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов

Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ ред. от 29.12.2015 О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ

Закон СК от 09 ноября 2015 года № 121-кз Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов

Приказ от 9 ноября 2015 г. № 1309 Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов

Приказ от 15 октября 2015г. № 723н Об утверждении формы и порядка представления органами исполнительной власти субъектов ИПР инвалида

Приказ от 31 июля 2015г. № 528н Об утверждении порядка разработки и реализации ИПР инвалида

Адаптированная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (IV вида)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) МБОУ СОШ № 19 г.Ставрополя 

Паспорт доступности для инвалидов объекта предоставляемых на нем услуг в сфере образования 

Информация об участии детей с ОВЗ в мероприятиях

Создание условий для обучения детей- инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ СОШ № 19 г. Ставрополя 

Приказ МБОУ СОШ № 19 Об обеспечении специальных условий доступности для инвалидов и граждан с ОВЗ

Программа инструктажа работников МБОУ СОШ № 19 г. Ставрополя по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг 

Методические рекомендации по организации тренинговых занятий с учащимися с ОВЗ 

Положение о специальном классе по адаптированной программе IV вида (для слабовидящих детей)

Положение о специальной индивидуальной программе 

Положение по организации инклюзивного (интегрированного) образования

МБОУ СОШ №19 города Ставрополя 

Обучение проходит по следующим программам:

3-с кл. - адаптированная программа для слабовидящих (вариант 4.2),
5-с кл. - адаптированная программа для слабовидящих,
9-с кл. - адаптированная программа для слабовидящих ; 

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:


КОРРЕКЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ:

ТЬЮТОРСКАЯ РАБОТА:

Круглый стол "Современные проблемы и пути реабилитации лиц с ограниченными возможностями зрения" (2013 год). Обсуждались вопросы:
-Взгляды современного общества на проблемы лиц с ограниченными возможностями зрения.
-Научно-теоретические подходы к проблемам семей, воспитывающих детей с нарушением зрения.
-Проблемы семей, воспитывающих детей с нарушением зрения, глазами родителей.
-Адаптация дошкольников с нарушением зрения в системе общего и специального образования.
-Современные подходы к проблеме реабилитации лиц с нарушением зрения.
-Социокультурная реабилитация лиц с нарушением зрения.
-Луи Брайль и его система, открывающая мир незрячим.
-Значение системы Брайля в обучении и реабилитации лиц с нарушением зрения.

Семинары на база МБОУ СОШ № 19 в рамках курсов повышения квалификации СКИРО ПК и ПРО в 2013-2014 учебном году:
Организация работы с семьей проблемного ребенка.
Методика БОС в коррекционной работе учителя-логопеда.
Методика подготовки и проведения занятия с детьми, имеющими речевую патологию.
Современные технологии развития образовательных учреждений.
О комплексном подходе к обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ.
Дидактическая игра как средство развития речевых и неречевых процессов у детей с патологией зрения
Обучение ребенка с особыми потребностями.
Вариативная модель организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей.

Семинары на база МБОУ СОШ № 19 в рамках курсов повышения квалификации СКИРО ПК и ПРО в 2014-2015 учебном году:
Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения.
Особенности работы с детьми, имеющими зрительную патологию, в условиях образовательной организации.
Использование метода арт-терапии на уроках изобразительного искусства.
Тренинговое занятие в сенсорной комнате.
Социализация школьника с патологией зрения в условиях массовой образовательной школы.

Декабрь 2014 года в городе Ставрополе на МБОУ СОШ №19 состоялась секция № 2: "Кадровое обеспечение инклюзивного образования» в рамках всероссийской конференции". В работе секции приняли участие педагогические работники общеобразовательных учреждений Ставропольского края, работники институтов развития образования и повышения квалификации г.Хабаровска и г.Благовещенска ДФО.
В ходе работы секции обсуждались проблемы:  специалисты, необходимые  для эффективной реализации инклюзивного образования; кадровое обеспечение различных уровней инклюзивной образовательной вертикали;  необходимость создания и роль городского ресурсного центра для сопровождения инклюзивных процессов; профессиональные компетенции учителя, включенного в работу с детьми с ОВЗ;  вопросы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере реабилитации и создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Перед участниками круглого стола выступили:
•    Директор школы Ворощенко В.Е. по теме: Социализация школьника с патологией зрения в условиях массовой образовательной школы;
•    Заместитель директора по УВР Репкина Л.А. – «Кадровое обеспечение инклюзивного образования»;
•  Рябцева Наталья Александровна, зав. отделом тифлобиблиографии и информации ГУК «Ставропольская краевая библиотека для слепых имени В. Маяковского» - «Информационно-библиотечная поддержка процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями»;
•    Попова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19  г. Ставрополя - фрагмент занятия по коррекционной подготовке «Ритмика»;
•    Бицак Алла Юрьевна,  учитель-логопед МБОУ СОШ № 19 г. Ставрополя - фрагмент занятия по коррекционной подготовке «Коррекция речи» с использованием биологической обратной связи

Участники секции предлагают:
1.    Муниципальным органам управления образованием не допускать сокращения  ставок узких специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог) в образовательных учреждениях. Рассмотреть возможность включения в штатное расписание образовательных учреждений должности координатора по инклюзии и  тьютора.
2.    Совершенствовать методическую работу в общеобразовательных учреждениях, направленную на формирование у педагогических работников базовых компетенций в области инклюзивного образования, в том числе, обеспечить условия для подготовки педагогического сообщества к принятию ребенка с особыми образовательными потребностями.
3.    Использовать  потенциал специальных (коррекционных) образовательных  учреждений как ресурсных для реализации практических занятий и трансляции опыта педагогической работы с различными категориями детей.
4.    Определить группы  профессиональных задач, отражающих компетентность педагогов в области инклюзивного образования:
•    видеть, понимать и знать психолого-педагогичес¬кие закономерности и особенности возрастного и лич¬ностного развития детей с ограниченными возможно¬стями здоровья, находящихся в условиях инклюзив¬ной образовательной среды;
•    уметь отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нарушен¬ным и нормальным развитием;
•    реализовывать различные способы педагогическо¬го взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса;
•    создавать коррекционно-развивающую среду в ус¬ловиях инклюзивного образовательного пространства и использовать ресурсы и возможности общеобразова¬тельного учреждения для развития детей с ограничен¬ными возможностями и нормально развивающихся сверстников;
•    проектировать и осуществлять профессиональное самообразование по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоро¬вья в условиях инклюзивной образовательной среды.
Перечисленные группы задач можно проектировать и ре¬ализовывать в процессе профессиональной подготовки и переподго¬товки педагогов системы общего образования.
5.    Внедрять и поддерживать командный стиль работы всех специалистов образовательного учреждения при реализации инклюзивной практики.
6.    Обсудить с вузами, осуществляющими подготовку педагогических кадров, вопросы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для инклюзивного образования, а также внедрения в образовательные программы педагогических вузов образовательных модулей, курсов по выбору и факультативов по содержанию и технологиям инклюзивного образования.